Активные методы обучения |
||
Лекция |
- проблемная лекция; - лекция вдвоём; - лекция с заранее запланированными ошибками; - лекция пресс-конференция; - лекция исследование; - лекция дискуссия; - лекция с применением техники обратной связи; - лекция-беседа или диалог с аудиторией; - лекция с применением элементов «мозговой атаки»; - лекция с разбором микроситуаций; - лекция-консультация; - программированная лекция-консультация. |
|
Игровые методы |
- поведенческие и личностно ориентированные тренинги; - деловые игры, ролевые игры, использующие все или несколько важнейших элементов игры (игровой ситуации, роли, активном проигрывании, реконструкции реальных событий и т.п.) и творческие игры; - дидактических игры: мини-конкурсы «кто лучше», «кто быстрее»; «морские бои»; комментированные взаимоопросы; лото; домино. |
|
Эвристическая беседа |
Эвристическая беседа – это определенный ряд вопросов, которые направляют мысли и ответы учащихся в нужное русло |
|
Самостоятельная работа с литературой |
- работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы; - поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса; - выполнение домашнего задания или домашней контрольной работы, предусматривающих решение задач, выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях; - изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку; - практикум по учебной дисциплине с использованием программного обеспечения; - подготовка к лабораторным работам, практическим и семинарским занятиям; - подготовка к контрольной работе и коллоквиуму; - подготовка к зачету и аттестациям; - написание реферата (эссе, доклада, научной статьи) по заданной проблеме. |
|
Семинары |
- вводный семинар; - обзорный семинар; - самоорганизующийся семинар; - поисковый семинар; - семинар с индивидуальной работой; - семинар с групповой работой; - семинар в группах по выбору; - семинар генерации идей; - семинар – выставка; - семинар – микропреподавание; - семинар – чистая страница; - семинар - учебная дискуссия; - семинар - «круглый стол»; - рефлексивный семинар |
|
Дискуссия |
- свободные и направленные дискуссии, - совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных казусов |
|
Метод анализа конкретных ситуаций. |
- ситуация - иллюстрация, какой-то конкретный случай, предлагаемый ведущим для демонстрации теоретического материала; - ситуация - упражнение, где участники должны выделить и запомнить какие-то элементы; - ситуация - оценка, в которой предлагаемая проблема уже решена, а участникам предлагается оценить ее; - ситуация - проблема, перед группой ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить; - сase-study — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. |
|
Рейтинговые методы |
рейтинги эффективности, рейтинги популярности, активизирующие деятельность учащихся за счет эффекта соревнования. |
|
Мозговой штурм |
Мозговой штурм» - основная задача метода сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. |
|
Практикум |
- индивидуальный практикум; - групповой практикум; - групповой практикум — взаимообучение; |
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:
1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.